rubeen

Филиал №1 государственного учреждения здравоохранения «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно» осуществляет выдачу электронных карт детскому населению, при обращении в регистратуру с паспортом или свидетельством о рождении ребенка.

Рекомендации для родителей детей с нарушениями развития речи

   

                      Рекомендации для родителей детей с нарушениями развития речи

   Оказать реальную и полноценную помощь в развитии познавательной деятельности малыша и стимуляции его речевой активности вам помогут специальные приемы:

  1. «Проговаривание»

 Взрослый проговаривает свои действия по отношению к ребенку, к тому, что происходит или произойдет (мы сейчас оденемся, как ты хорошо ешь суп, мы сейчас пойдем гулять и т.д.)

  1. Имитация действий ребенка с последующим «оречевлением»

«Саша стучит в барабан. Бам-бам, барабанит барабан». «Миша катает машину. Кать-кать». «Оленька бросает мяч. Опа-опа – прыгает мячик».

  1. Использование жестов, мимики и пантомимы в общении с ребенком

Движение головы в знак согласия и несогласия. Действие руки с просьбой «дай», и предложение взять – «на». Действия мимики для обозначения боли и плача: «Кукла упала, ударилась, плачет. Пожалей» и т.д.

  1. Провокации, или искусственное непонимание ребенка

Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный предмет. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения. При возникновении затруднения подскажите малышу, дайте ему правильно оформленный образец просьбы: «Ты просил у мамы куклу? Мама, дай куклу, пожалуйста». Этот прием эффективен не только для названия предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

 «Приговоры»

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребности малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослым.

  1. Имитация и звукоподражания

Эмоциональное чтение сказок и стихов с повторами (А.Барто «Игрушки», сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и т.д.) заражает ребенка атмосферой взаимодействия, желанием повторить за взрослыми. Говорите в присутствии ребенка за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими (гав-гав, мяу, ква-ква), состояний (ай-ай-ай,. Ох!). Хорошо, если ребенок будет повторять за вами или совершать действия: топ-топ; изображать, как упало яичко – бах; добавлять за курочку: ко-ко-ко; за мышку: пи-пи-пи; как плачут дед и баба: ой-ой-ой.

  1. Выбор

Не следует задавать ребенку вопросы, на которые он может ответить «да» или «нет». Предлагается ставить вопрос альтернативный или специальный. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самооценки. Уже к двум годам малыш вполне самостоятельно может делать выбор, если это право ему предоставляется взрослым: «Ты будешь сок или чай?», «Ты хочешь спать с куклой или мишкой?». Взрослым следует поощрять любой доступный вариант речевого (звукового) оформления.

Важно:

  • Нужно вместе с ребенком смотреть мультфильмы. Это налаживает и улучшает эмоциональный контакт с ребенком, дает возможность корректировать восприятие услышанного и увиденного ребенком, стимулировать речевую активность.
  • Нельзя говорить с ребенком с иронией и насмешкой.
  • Нельзя делать ему постоянные замечания, особенно мелочные.
  • Нельзя ругать и кричать на ребенка.
  • Будьте всегда вежливыми и теплыми с ребенком.
  • Нельзя торопить и подгонять ребенка.
  • Не давайте ребенка чувствовать себя плохим, чаще высказывайте одобрение, похвалу.